- Дмитрык, Эдвард
- (Dmytryk, Edward)Режиссёр, продюсер. Родился 4 сентября 1908 г. в г. Гранд Форкс (Канада) в семье украинских иммигрантов. Окончил Калифорнийский технологический институт.Один из печально знаменитой "Голливудской десятки", чья творческая судьба была сломана тюремным заключением "за неуважение к Конгрессу" во время "Суда над Голливудом", организованным Комиссией по расследованию антиамериканской деятельности в период маккартизма в США.Кино Эдвард полюбил с детства, после того, как семья переехала в Калифорнию. Уже в 15 лег он начал работать посыльным в Голливуде, потом ассистентом, на практике осваивая различные стадии создания фильма. В 1935-м сам поставил "Ястреб", но внимание на себя обратил лишь восемь лет спустя картиной "Дети Гитлера". Это была мелодрама о жизни немецкой семьи в Германии в период прихода к власти фашизма. Не обладая большими художественными достоинствами, она пользовалась успехом хотя бы потому, что не изображала нацистов круглыми идиотами, как это было принято в американском кино периода второй мировой войны.Успех и слава пришли к режиссеру лишь в 1947-м, когда появился его фильм "Перекрестный огонь". Первая же сцена картины свидетельствовала о неординарной визуальной стилистике ее создателей. Небольшая комната, освещенная тусклым светом ночника, причудливо колышашиеся тени на стене. Трое жестоко, насмерть, бьют одного и уходя, оставляют неподвижное мертвое тело, Все остальное действие этого социального детектива — попытка раскрыть не только кто убил, но и почему. В финале выясняется, что инициатором преступления был скрытый психопат (Роберт Райен), ярый антисемит, ненавидевший демобилизованного ветерана войны лишь за его еврейское происхождение. Подробно показывая места, где развертывается действие: ночной кинотеатр, низкопробный бар, военную гостиницу — и все это в глухое ночное время, "Перекрестный огонь" явно нес на себе следы влияния итальянского неореализма.1947-й — год наивысшего триумфа Дмитрыка — оказался и переломным для его творческой карьеры. По доносу режиссера Сэма Вуда он был вызван в октябре на заседание Комиссии по расследованию антиамериканской деятельности, ссылаясь на Пятую поправку к Конституции США, отказался отвечать на заданные ему вопросы о коммунистических взглядах и принадлежности к компартии, после чего был посажен в тюрьму за неуважение к Конгрессу. Освободившись, немедленно уехал в Англию, где поставил три картины, в том числе и социальную — "Даждь нам днесь", во многом отражавшую его раздумья того периода. Это —экранизация романа П. Ди Донато "Христос и каменщики" — об итальянских иммигрантах в Нью-Йорке периода кризиса 1929 года. Оправдывая штрейхбрейхера, предавшего своих товарищей, эта лента во многом свидетельствовала о тех мыслях по поводу собственной судьбы, которые одолевали режиссера. Положение изгнанника его не удовлетворяло. Да и перед глазами были примеры коллег, оказавшихся не столь принципиальными, и продолжавшими процветать в Голливуде. И когда в 1951-м Дмитрыка вновь вызвали на заседание все той же Комиссии, он не выдержал и дал показания против нескольких кинематографистов. Его тотчас же вычеркнули из "черного списка" и предоставили работу в американском кино. Но теперь сломался он сам. Этот высокий красивый человек с обаятельной улыбкой перестал уважать себя и дело, которым занимался.Уже первый же, поставленный после этого фильм — "Снайпер" (1952) — особенно проигрывал по сравнению с "Перекрестным огнем". Это снова была картина об убийце-психопате, на этот раз убивавшем блондинок, но она была полностью лишена не только малейшего социального подтекста, но и какоголибо визуального мастерства. А "Молодые львы" (1958) вообще стали примером самых расхожих штампов массовой продукции. В одноименном романе Ирвинга Шоу, переведенном и на русский язык, одного из героев — Ноя — убивали в последние минуты войны. Его убийца — немей — сам пал при этом от пули другого американца. В этой гибели двух враждующих солдат в самый канун мира был особый трагизм. В фильме же погибал лишь ариец, а "джи-ай" живым и невредимым возвращался в Нью-Йорк, где его радостно встречали жена и малышкадочь.В вестерне "Уорлок" (1959) шериф, призванный защищать закон до самого последнего момента покрывает своего ближайшего друга, убившего аж сорок пять человек! В картине "Куда ушла любовь" (1964) подробно смакуется история убийства дочерью известной кинозвезды Ланы Тернер любовника матери — знаменитого гангстера. Все эти лен ты, как и остальные, им поставленные, пользовались неизменным коммерческим успехом, но никогда больше не привлекали внимания критиков. С середины 70-х Дмитрык фильмов уже не ставил. Написал автобиографическую книгу "Жизнь — это ад, но жить в общем-то неплохо" (1979), а также труды по кино: "О режиссуре" (1984). "Кино: теория и практика". Выступил в качестве самого себя в монтажных лентах "Суд над Голливудом" (1976) и "50 лет в режиссуре" (1986). Был женат на актрисе Джин Портер.Е. КарцеваФильмография:◘ "Ястреб" (The Hawk), 1935;◘ "Телевизионный шпион" (Television Spy), 1939;◘ "Мой первый роман" (My First Romance);◘ "Золотые перчатки" (Golden Gloves), 1940;◘ "Дьявол командует" (The Devil Commands), 1941;◘ "Контршпионаж" (Counter Espionage), 1942;◘ "Дети Гитлера" (Hitler's Children), 1943;◘ "Убивай, моя милая" (Murder, My Sweet), 1944;◘ "Назад к Батаану" (Back to Bataan), 1945;◘ "Так хорошо запомнившееся" (So Well Remembered), 1956;◘ "Перекрестный огонь" (Crossfire), 1947;◘ "Наваждение" ( Obsession), 1948;◘ "Даждь нам днесь" (Give Us This Day), 1949;◘ "Мятеж" (Mutiny), "Снайпер" (The Sniper), 1952;◘ "Жонглер" (The Juggler), Израиль, 1953;◘ "Сломанная пика" (The Broken Lance), "Мятеж на "Каине" (The Coine Mutiny);◘ "Солдат удачи" (Soldier of Fortune);◘ "Левая рука бога" (Left Hand of God);◘ "Конец любовной связи" (The End of Affair), 1955;◘ Тора" (The Mountain), "Округ Рейнтри" (The Raintree Country), 1957;◘ "Молодые львы" (The Young Lions), 1958;◘ "Уорлок" (Warlock);◘ "Голубой ангел" (The Blue Angel), 1959;◘ "Упирающйся святой" (The Reluctant Saint);◘ "Иди по дикой стороне" (Walk on the Wild Side), 1962;◘ "Корпетбеггеры" (The Carpetbaggers);◘ "Куда ушла любовь" (Where Love Has Gone), 1964;◘ "Мираж" (Mirage), 1965;◘ "Альварес Келли" (Alvarez Kelly), 1966;◘ "Анцио" (Anzio), "Шалако" (Shalako), 1968;◘ "Синяя борода" (Bluebeard), 1972;◘ "Человеческий фактор" (The Human Factor), 1975;◘ "Он - мой брат" (He is My Brother), 1975;в качестве самого себя появился в фильмах:"Суд над Голливудом" (Hollywood on Trial), и "50 лет в кино" (50 Years of Action), 1986.Сочинения: Dmylryk Е. It's a Hell of Life but Not a Bad Living. N.Y. 1979; Dmytryk E. On Directing. N.Y. 1984; Dmylryk: E. Cinema: Concept and Practice. N.Y. 1986.Библиография: Кан Г. Прогрессивные деятели Голливуда перед судом. М. 1949; Tozzi R. Edward Dmylryk / Film in Review. 1962. Febr.
Режиссерская энциклопедия. Кино США. — Научно исследовательский институт киноискусства. М.: Материк. Т. Н. Ветрова, А. Н. Дорошевич, И. А. Звегинцева, Д. Л. Караваев, Е. Н. Карцева, Г. В. Краснова, М. Л. Теракопян, Т. С. Царапкина. 2002.